Как понять, что делает ребёнок: вредничает или защищает свои границы? Пример первый - говорит подошедшему мальчику: "Не хочу с тобой играть!". Пример второй - кричит сестре, вцепившейся в игрушку в его руках: "Не отдам, она моя!".
Часто в первом случае детей называют "врединами", а во втором - "жадинами". Но наша "вредина" на самом деле ясно даёт понять визави, что не хочет сейчас с ним общаться. А "жадина" совершенно справедливо негодует на факт нарушения своих границ и возможный ущерб имуществу. В обоих случаях это защита границ.
Если раз от раза маркировать соответствующими ярлыками подобное поведение, то в будущем "жадина и вредина" может перестать внешне реагировать на несправедливые выпады в свой адрес, а внутри продолжит сильно злиться. Пользы от такой "раскачки" мало и для здоровья, и для построения отношений с людьми. Что можно сделать сейчас, так это научиться обозначать свои границы!
Я обычно привожу такой пример: в метро пассажир наступил вам на ногу, но не чувствует этого и продолжает стоять, а приятного для вас здесь мало. Можно спокойно сказать: "Вы наступили мне на ногу, отойдите." Это способ заявить о совершаемом партнёром действии (первая часть фразы - "Вы наступили мне на ногу") и инструкция по исправлению ситуации для него ("Отойдите"). С точки зрения энергозатрат - вполне эффективный способ сохранить свои границы в стрессовой ситуации.
Получается, что защищать свои границы и испытывать различные чувства при их нарушении нормально, и можно научиться всю эту красоту выносить в контакт - красиво и с чувством собственного достоинства. Значит, можно научится говорить подошедшему мальчику: "Я сейчас играю один, приходи попозже!", а с сестрой решить так: "Я поиграю, а потом отдам тебе, подожди!".