Когда душа поёт

    "Вот я еду в трамвае, а за окном магазин. В нём мои любимые конфеты, мы их завтра купим опять. А вот другой магазин с игрушками, он большой!" - громкая песня начинающей певицы перекрывается стуком колёс. Людей в трамвае немного, и ближайшие невольные слушатели понимающе улыбаются. Юная исполнительница никого не замечает вокруг, она увлечена и поёт о том, чем живёт в эту секунду. 

    "Перестань шуметь, ты всем мешаешь! На тебя люди смотрят!" - пытается снизить нарастание кульминации в песне мама. Девочка через некоторое время замолкает, оглядывается по сторонам, смотрит на маму. Потом поворачивается к окну и продолжает петь, едва шевеля губами, - внутри себя. Теперь невозможно узнать, какая это песня: грустная, весёлая, сердитая, - только колёса стучат. 

    Дети поют, когда чувствуют себя в безопасности: во время игры, в поездке, при занятиях творчеством. В группе такое пение очень заразительно, - обычно знакомую мелодию подхватывают остальные участники, и получается спонтанный хор, - потрясающее зрелище!

    Пение позволяет выразить своë состояние посредством голоса. Взрослым спеть среди людей - без привычки или в результате запретов в детстве - становится очень трудно. Как помочь начинающим юным певцам, самозабвенно и прилюдно исполняющим свои арии? Предоставить им эту возможность! А для общественных мест заранее обсудить репертуар и допустимую громкость исполнения.

Читать дальше

Докричаться до Жирафа

    Однажды на приём пришла Зоя, мама 4-летнего мальчика с вопросом: «Как разговаривать с сыном? Он как будто не слышит меня, я не могу до него достучаться!». Еще Зоя рассказала, что до мальчика «всё доходит, как до жирафа».

    Когда она показывала, как происходит их общение, получилась такая картиа: маленькая Божья коровка разговаривает с большим Жирафом. Построила и засмеялась: «И правда, как до жирафа. Только он не виноват, что ему не слышно. Придётся Божьей коровке что-то сделать, чтобы её было слышно». 

   Но попытки Божьей коровки зависнуть в воздухе, заползти в ухо Жирафу, построить лестницу и прочее не увенчались успехом. Во-первых, ей было неудобно подолгу находиться в таком положении, во-вторых, подготовка к разговору отнимала много сил. 

    Тогда Зоя стала рассматривать свою картину: и похожи вроде, вот и пятнышки у обоих… И вдруг заметила: «Да Жираф больше Божьей коровки! Так не бывает, чтобы дети были больше родителей!». 

   Зоя начала искать, как можно построить общение по-другому. И нашла! Теперь Божья коровка-мама УДОБНО сидела рядом с Божьей коровкой-сыном, и они видели и слышали друг друга! 

   Вот такая история. Спустя время общение Зои с сыном начало налаживаться, и что-то у них получалось хорошо, а что-то не очень. Но теперь Зоя точно знала: можно ошибаться и пробовать снова, - это нормально.

Читать дальше

Как дезинфицировать песок

    Песок - сыпучий материал, множество игрушек на полках, в кабинете играет большое число людей, - как поддерживать в помещении необходимую чистоту? 

    Можно использовать кварцевую лампу и включать её после приëмов, когда все люди уходят. Жидким дезинфицирующим средством можно опрыскивать игрушки или даже устраивать им купание в тазике. Песок можно периодически замачивать в дезинфицирующем растворе с последующим просушиванием. 

    Обычно я полностью меняю песок во всех песочницах, потому что он как будто "устаëт". Такой "уставший" песок отправляется на заслуженный отдых в сад, а его место занимает новый, полный сил и готовый к работе.

Читать дальше

Волшебное дерево

    В песочнице можно часто встретить такие волшебные деревья - из оникса, яшмы, янтаря и других камней. Во- первых, они очень красивые, и рука сама тянется к ним, - подержать, а потом поставить на песок. Во-вторых, деревьев много не бывает, и они занимают почётное место в центре леса, на горе, в саду. 

    Эти деревья играют роли ресурсов, сокровищ, древа рода, чудо-дерева. Они чаще всего приходят в истории взрослых, дети предпочитают деревянные и пластмассовые игрушки. Обычно такие волшебные деревья располагаются в центре песочницы и случается так, что, кроме них, никаких других игрушек рядом не видно.

Читать дальше

Остаться собой

    Во время приготовления уроков порой разворачиваются настоящие баталии. И родители готовы помочь, да детка отвлекается каждые пять минут, или вообще не садится за уроки до позднего вечера, или взрослые "заводятся" в процессе объяснения. Похожие истории происходят довольно часто, поэтому родители с детьми обращаются за помощью. Вот какое интересное явление мы смогли обнаружить. 

    Роли, в которых мы с детьми находимся по отношению друг к другу, вполне определённы: мама/папа - ребёнок. Но иногда родители превращаются во вредных "училок", а дети - в нерадивых "двоечников". Шум, обиды, ссоры и испорченное настроение гарантированы, а уроки так и не делаются. Что происходит и как вернуться в свои собственные роли, - детей и родителей? 

    Процесс входа-выхода в роль может быть подвержен влиянию партнёра и, соответственно, характеру взаимодействия. Если мы не осознаём происходящее, то рискуем исполнить совсем не ту роль, которую хотели. Так получаются внезапные превращения членов семьи в педсовет или в оболтусов с задней парты. 

    Нам, родителям, важно помнить свою роль и вовремя переключаться. Особенно если детка уже включила своё "Я не помню", "Я не понял" и т.д! Вы здесь мама или папа, что бы ни случилось, и ваши способы помощи в приготовлении уроков наверняка не совпадут с теми, которые вы когда-то видели. 

    С детьми мы рассуждаем так: оказывается, маму можно превратить во "вредную училку" легко, а вернуть обратно трудно. Мы находим, в каких случаях этого не происходит и уроки делаются быстро и с удовольствием, а в каких случаях - нет. Всё дело в привычных способах поведения и реакции на них взрослых! Поэтому мы вместе с родителями и детьми учимся новым способам поведения в привычных ситуациях, - иными словами, осваиваем разные роли, оставаясь собой! 

Читать дальше

Раскопки

    Раскопки в песочнице - распространённая игра, любимая и детьми, и взрослыми. Обычно находят, предварительно закопав: древние ископаемые, драгоценные камни, старые колодцы, различные здания, сундуки с сокровищами, скелеты, лодки, водоёмы и многое другое. 

    Когда идёт подготовка к раскопкам, то предметы засыпаются руками, совками или ёмкостями. При поисках зарытых ценностей чаще всего в ход идут кисточки или руки. Цикл закапывания-нахождения может повторяться несколько раз за игру.

Читать дальше

"Уходи, голова!"

    "Не дружу с тобой, голова, уходи!" - интересное начало встречи. Похоже, маленький человек здорово рассердился, а голова очень плохо себя вела, раз он решил её прогнать. Прямо детективная история, правда? Давайте разбираться. 

    Оказалось, вредная голова перешла все границы: стала обзываться гадкими словами, причём в самый неподходящий момент. С такой злюкой никто бы не стал дружить! А знаете, что на самом деле случилось? Когда скучно, хочется придумать что-нибудь интересное: изобрести вечный двигатель из деталей Лего и пластилина, разобраться, как устроен внутри родительский телефон и тому подобное, но гении всегда остаются непонятыми. "Ты что, совсем с головой не дружишь?!" - звучит упрёк взрослых. 

    Однако юным учёным важно научиться направлять свою энергию в безопасное русло, поэтому помощь взрослых им необходима! Любое действие можно превратить в эксперимент: собрать модель по инструкции, разобрать и "починить" старый телефон, понаблюдать за жизнью насекомых или ростом семечки и прочее. На самом деле, голова предлагает интересные опыты, просто пока ей не хватает умения логически размышлять, как это делают взрослые. 

   Почему? Потому что способность думать по-взрослому формируется примерно к двенадцати годам, а дальше - постоянные тренировки! Так что у юных учёных много времени, и им очень нужна поддержка взрослых в налаживании дружеских отношений с собственной головой.

Читать дальше

Песочная рука

    Взрослые очень редко делают это: закапывают в песок предплечье, а уж тем более плечо. "Песочная рука" - любимая игра детей. Вот уж кто отрывается по полной! Кофта с длинными рукавами немедленно снимается, рукава футболки закатываются повыше, и начинается эксперимент! 

    Сначала закапывается одна рука, потом другая. "Теперь ты засыпай обе моих руки!" - я беру выбранный экспериментатором инструмент и действую строго по его инструкции. Далее следует серия раскапываний, вытаскиваний, выныриваний и тому подобное. 

    Если варианта снять лишнюю одежду нет, то креативное решение всегда находится одним и тем же способом, который я наблюдаю на протяжении одиннадцати лет. Юный исследователь набирает песок в ладошку или совок, насыпает его в рукав и встряхивается, как собачка. Полный контакт с песком достигнут! Весь пол в песке, но это не важно: эксперимент удался. 

    Когда взрослые решаются на такие подвиги, они обычно доходят до фазы погружения предплечья. Сколько радости и драйва, не передать! Хотите попробовать? Добро пожаловать!

Читать дальше

Ответственность

    Как помочь подростку научиться ответственности? Ведь он уже почти взрослый и должен бы сам понимать, что нужно быть ответственным человеком. Например, всегда помнить о прогулке с собакой после школы, соблюдать режим дня, вовремя готовить уроки, исправлять двойки, регулярно убираться в своей комнате, просыпаться по будильнику, точно знать свою будущую профессию. Честно признаюсь, никогда не встречала таких товарищей. 

    Что можно сделать для подростка, так это передать ответственность ему, - из рук в руки. Но только уж если отдали, то обратно не забирайте. Конечно, бывают форс-мажорные обстоятельства, тогда и возврат будет временным. 

    Начинать можно с небольших дел, с которыми подросток более-менее успешно справится. Например, точно будет обедать - дома или в школе. Так он научится заботиться о себе. А нам, взрослым, стоит вместе с подростками определить круг их потребностей на сегодняшний день. Зоной ответственности подростка станет обеспечение его собственных потребностей. 

    Зоной ответственности взрослых является забота о себе, обеспечение безопасности в семье, поддержка в переживании несправедливостей внешнего мира, разрешение разногласий с другими взрослыми (учителями, тренерами) и прочее. Подросток учится всему тому, что нам, взрослым, кажется самим собо разумеющимся: учиться, вставать и ложиться вовремя, следить за собой, одеваться соответственно ситуации и многое другое. 

    Хотя, и взрослым иногда хочется бросить всё, умчаться в поля, чтобы никакая ответственность не догнала! А подростки думают об этом ПОСТОЯННО! Так что научение ответственному поведению - это история длинною в жизнь, и у нас не так много времени, чтобы показать подросткам, пока они ещё живут с нами, как это делаем мы. Потому что дети учатся не тому, что мы говорим, а тому, что наблюдают в нашем поведении. 

Читать дальше

У нас будет собака

    Как подготовить ребёнка к появлению приёмной собаки и надо ли это делать? Обязательно, даже если детка уже подросток! Но для начала давайте уточним: взять собаку в семью - это ваше взрослое решение, ответственность и последующая забота. Даже если ребёнок очень просил приютить собачку и честно-пречестно обещал за ней ухаживать, эта собака - ваш новый малыш, да ещё с травматическим прошлым. 

    Это значит, что времени на адаптацию понадобится много, - запаситесь терпением и не спешите отчаиваться. Собаки от природы способны прекрасно уживаться с людьми, поэтому будьте наблюдательны и замечайте малейшие признаки движения к вам. И, конечно, обзаведитесь лакомствами для собачки, - пищевое подкрепление на первых порах позволит укрепить ваши отношения. 

    Теперь поговорим о том, как подготовить ребёнка к встрече с будущим мохнатым другом. Собака из приюта, с улицы или из другой семьи не сразу радостно бросится всех любить и обживать квартиру. Будьте готовы, что она залезет под стол или под кровать, чтобы обдумать своё положение. Поэтому не стоит вытаскивать её оттуда руками или криками, лучше выложить дорожку из печенек и понаблюдать, что будет. Скорее всего, она выйдет сама, как только почувствует себя в безопасности. 

    Самый надёжный способ научить ребёнка чему-либо - игра. Можно взять игрушечную собачку и озвучить её переживания. Пройдитесь по основным этапам прихода собаки в дом: она зашла, прошлась по комнатам, спряталась под столом, вылезла и улеглась (на полу, диване, месте). 

    "Интересно, куда это я попала? Сколько разных новых запахов и звуков! Немножко волнуюсь, но проверю, что здесь есть". "Слишком много внимания, залезу под стол, там темно и спокойно. Кажется, меня не видно, а я вижу всё! Хорошее местечко, запомню его!" 

    "Какой вкусный запах! Откуда он? Ой, на полу что-то лежит, значит, моё! Вкусно! А вот ещё! Да здесь дают еду просто так! Любопытно!" "Полежу немного, понаблюдаю за новыми людьми. А если здесь, где мягко? О, а вот это как раз для меня!" "Неплохо для первого раза, можно отдохнуть!" 

    Такое проигрывание позволит вам объяснить ребёнку, что происходит с собакой, и постепенно научить его эмпатии.

Читать дальше
Загрузить еще