Учимся прощаться

     Вы помните свою любимую детскую игрушку, или одежду, или туфельки? С ними было не расстаться даже ночью. В случае домашних игрушек проблем не возникало, а вот уличные экземпляры - коляски, большие машинки, мячики, а также обувь и одежду - в кровать обычно брать запрещалось. Что стало потом с нашими любимыми детскими вещами? Почему до сих пор мы вспоминаем о них? Как с ними попрощаться и научить этому своих детей? 

    Взрослые - очень странные люди, с точки зрения детей: они почему-то злятся на игрушки и вещи и постоянно стараются их куда-нибудь спрятать. Только отвернулся, и слегка побитые машинки исчезают из коробки навсегда. Платья и туфли, ставшие слегка тесноватыми, тоже пропадают в неизвестном направлении. А на все детские расспросы взрослые категорически отказываются отвечать! 

    Правда раскрывается, когда мы сами становимся родителями и начинаем наводить свой порядок в детских вещах, - часто без их согласия. А игрушки и вещи, между прочим, очень дороги детям, и просто так они с ними не расстанутся. Первые в жизни туфельки с каблуками, атласное платье, пупс с открывающимися глазами, крошечная гоночная машинка, деревянный меч, плюшевый котик, - всего не перечислить! Когда вещи становятся малы, а игрушки ломаются, со всеми этими сокровищами обязательно важно попрощаться. Иначе они рискуют стать печальными призраками прошлого, а постоянно напоминать о себе - весьма скучное занятие. 

    Давайте рассмотрим похожую ситуацию на примере ставшего маленьким платья. "Ты права: платье надевается с трудом. Похоже, оно стало меньше тебя, потому что ты выросла. Очень грустно, что ты больше не сможешь его носить. С ним у тебя было много хороших приключений! Как ты думаешь, что мы можем сделать для него в благодарность за верную службу?" Будьте готовы к рацпредложениям вроде сделать его больше, перестать расти и пр. "Как ты смотришь на то, чтобы мы оставили его на память? Сделаем ему почëтное место в твоëм шкафу, купим красивый чехол, чтобы оно не пылилось. Ты сможешь в любой момент достать его и вспомнить, как каталась в нëм на лошадке." 

    Туфельки можно поместить в красивую коробочку, игрушку поставить на полку, а мальчишеские "сокровища" - гвоздики, камешки и пр. - сложить в стильный сундучок. Конечно, не стоит хранить все вещи, - только самые-пресамые, а их обычно одна-две! Остальные вещи убирайте, предварительно объявляя, при необходимости, об истечении срока годности, износе и несоответствии текущему размеру. 

    Если ваши детские вещи пропали в неизвестном направлении, с ними всë равно можно попрощаться, как в примере выше. А материализовать их можно в виде рисунка, поделки или найти старое фото, - что подскажет ваша фантазия.

Читать дальше

Когда душа поёт

    "Вот я еду в трамвае, а за окном магазин. В нём мои любимые конфеты, мы их завтра купим опять. А вот другой магазин с игрушками, он большой!" - громкая песня начинающей певицы перекрывается стуком колёс. Людей в трамвае немного, и ближайшие невольные слушатели понимающе улыбаются. Юная исполнительница никого не замечает вокруг, она увлечена и поёт о том, чем живёт в эту секунду. 

    "Перестань шуметь, ты всем мешаешь! На тебя люди смотрят!" - пытается снизить нарастание кульминации в песне мама. Девочка через некоторое время замолкает, оглядывается по сторонам, смотрит на маму. Потом поворачивается к окну и продолжает петь, едва шевеля губами, - внутри себя. Теперь невозможно узнать, какая это песня: грустная, весёлая, сердитая, - только колёса стучат. 

    Дети поют, когда чувствуют себя в безопасности: во время игры, в поездке, при занятиях творчеством. В группе такое пение очень заразительно, - обычно знакомую мелодию подхватывают остальные участники, и получается спонтанный хор, - потрясающее зрелище!

    Пение позволяет выразить своë состояние посредством голоса. Взрослым спеть среди людей - без привычки или в результате запретов в детстве - становится очень трудно. Как помочь начинающим юным певцам, самозабвенно и прилюдно исполняющим свои арии? Предоставить им эту возможность! А для общественных мест заранее обсудить репертуар и допустимую громкость исполнения.

Читать дальше

Докричаться до Жирафа

    Однажды на приём пришла Зоя, мама 4-летнего мальчика с вопросом: «Как разговаривать с сыном? Он как будто не слышит меня, я не могу до него достучаться!». Еще Зоя рассказала, что до мальчика «всё доходит, как до жирафа».

    Когда она показывала, как происходит их общение, получилась такая картиа: маленькая Божья коровка разговаривает с большим Жирафом. Построила и засмеялась: «И правда, как до жирафа. Только он не виноват, что ему не слышно. Придётся Божьей коровке что-то сделать, чтобы её было слышно». 

   Но попытки Божьей коровки зависнуть в воздухе, заползти в ухо Жирафу, построить лестницу и прочее не увенчались успехом. Во-первых, ей было неудобно подолгу находиться в таком положении, во-вторых, подготовка к разговору отнимала много сил. 

    Тогда Зоя стала рассматривать свою картину: и похожи вроде, вот и пятнышки у обоих… И вдруг заметила: «Да Жираф больше Божьей коровки! Так не бывает, чтобы дети были больше родителей!». 

   Зоя начала искать, как можно построить общение по-другому. И нашла! Теперь Божья коровка-мама УДОБНО сидела рядом с Божьей коровкой-сыном, и они видели и слышали друг друга! 

   Вот такая история. Спустя время общение Зои с сыном начало налаживаться, и что-то у них получалось хорошо, а что-то не очень. Но теперь Зоя точно знала: можно ошибаться и пробовать снова, - это нормально.

Читать дальше

Как дезинфицировать песок

    Песок - сыпучий материал, множество игрушек на полках, в кабинете играет большое число людей, - как поддерживать в помещении необходимую чистоту? 

    Можно использовать кварцевую лампу и включать её после приëмов, когда все люди уходят. Жидким дезинфицирующим средством можно опрыскивать игрушки или даже устраивать им купание в тазике. Песок можно периодически замачивать в дезинфицирующем растворе с последующим просушиванием. 

    Обычно я полностью меняю песок во всех песочницах, потому что он как будто "устаëт". Такой "уставший" песок отправляется на заслуженный отдых в сад, а его место занимает новый, полный сил и готовый к работе.

Читать дальше

Волшебное дерево

    В песочнице можно часто встретить такие волшебные деревья - из оникса, яшмы, янтаря и других камней. Во- первых, они очень красивые, и рука сама тянется к ним, - подержать, а потом поставить на песок. Во-вторых, деревьев много не бывает, и они занимают почётное место в центре леса, на горе, в саду. 

    Эти деревья играют роли ресурсов, сокровищ, древа рода, чудо-дерева. Они чаще всего приходят в истории взрослых, дети предпочитают деревянные и пластмассовые игрушки. Обычно такие волшебные деревья располагаются в центре песочницы и случается так, что, кроме них, никаких других игрушек рядом не видно.

Читать дальше

Остаться собой

    Во время приготовления уроков порой разворачиваются настоящие баталии. И родители готовы помочь, да детка отвлекается каждые пять минут, или вообще не садится за уроки до позднего вечера, или взрослые "заводятся" в процессе объяснения. Похожие истории происходят довольно часто, поэтому родители с детьми обращаются за помощью. Вот какое интересное явление мы смогли обнаружить. 

    Роли, в которых мы с детьми находимся по отношению друг к другу, вполне определённы: мама/папа - ребёнок. Но иногда родители превращаются во вредных "училок", а дети - в нерадивых "двоечников". Шум, обиды, ссоры и испорченное настроение гарантированы, а уроки так и не делаются. Что происходит и как вернуться в свои собственные роли, - детей и родителей? 

    Процесс входа-выхода в роль может быть подвержен влиянию партнёра и, соответственно, характеру взаимодействия. Если мы не осознаём происходящее, то рискуем исполнить совсем не ту роль, которую хотели. Так получаются внезапные превращения членов семьи в педсовет или в оболтусов с задней парты. 

    Нам, родителям, важно помнить свою роль и вовремя переключаться. Особенно если детка уже включила своё "Я не помню", "Я не понял" и т.д! Вы здесь мама или папа, что бы ни случилось, и ваши способы помощи в приготовлении уроков наверняка не совпадут с теми, которые вы когда-то видели. 

    С детьми мы рассуждаем так: оказывается, маму можно превратить во "вредную училку" легко, а вернуть обратно трудно. Мы находим, в каких случаях этого не происходит и уроки делаются быстро и с удовольствием, а в каких случаях - нет. Всё дело в привычных способах поведения и реакции на них взрослых! Поэтому мы вместе с родителями и детьми учимся новым способам поведения в привычных ситуациях, - иными словами, осваиваем разные роли, оставаясь собой! 

Читать дальше

Раскопки

    Раскопки в песочнице - распространённая игра, любимая и детьми, и взрослыми. Обычно находят, предварительно закопав: древние ископаемые, драгоценные камни, старые колодцы, различные здания, сундуки с сокровищами, скелеты, лодки, водоёмы и многое другое. 

    Когда идёт подготовка к раскопкам, то предметы засыпаются руками, совками или ёмкостями. При поисках зарытых ценностей чаще всего в ход идут кисточки или руки. Цикл закапывания-нахождения может повторяться несколько раз за игру.

Читать дальше

"Уходи, голова!"

    "Не дружу с тобой, голова, уходи!" - интересное начало встречи. Похоже, маленький человек здорово рассердился, а голова очень плохо себя вела, раз он решил её прогнать. Прямо детективная история, правда? Давайте разбираться. 

    Оказалось, вредная голова перешла все границы: стала обзываться гадкими словами, причём в самый неподходящий момент. С такой злюкой никто бы не стал дружить! А знаете, что на самом деле случилось? Когда скучно, хочется придумать что-нибудь интересное: изобрести вечный двигатель из деталей Лего и пластилина, разобраться, как устроен внутри родительский телефон и тому подобное, но гении всегда остаются непонятыми. "Ты что, совсем с головой не дружишь?!" - звучит упрёк взрослых. 

    Однако юным учёным важно научиться направлять свою энергию в безопасное русло, поэтому помощь взрослых им необходима! Любое действие можно превратить в эксперимент: собрать модель по инструкции, разобрать и "починить" старый телефон, понаблюдать за жизнью насекомых или ростом семечки и прочее. На самом деле, голова предлагает интересные опыты, просто пока ей не хватает умения логически размышлять, как это делают взрослые. 

   Почему? Потому что способность думать по-взрослому формируется примерно к двенадцати годам, а дальше - постоянные тренировки! Так что у юных учёных много времени, и им очень нужна поддержка взрослых в налаживании дружеских отношений с собственной головой.

Читать дальше

Песочная рука

    Взрослые очень редко делают это: закапывают в песок предплечье, а уж тем более плечо. "Песочная рука" - любимая игра детей. Вот уж кто отрывается по полной! Кофта с длинными рукавами немедленно снимается, рукава футболки закатываются повыше, и начинается эксперимент! 

    Сначала закапывается одна рука, потом другая. "Теперь ты засыпай обе моих руки!" - я беру выбранный экспериментатором инструмент и действую строго по его инструкции. Далее следует серия раскапываний, вытаскиваний, выныриваний и тому подобное. 

    Если варианта снять лишнюю одежду нет, то креативное решение всегда находится одним и тем же способом, который я наблюдаю на протяжении одиннадцати лет. Юный исследователь набирает песок в ладошку или совок, насыпает его в рукав и встряхивается, как собачка. Полный контакт с песком достигнут! Весь пол в песке, но это не важно: эксперимент удался. 

    Когда взрослые решаются на такие подвиги, они обычно доходят до фазы погружения предплечья. Сколько радости и драйва, не передать! Хотите попробовать? Добро пожаловать!

Читать дальше

Ответственность

    Как помочь подростку научиться ответственности? Ведь он уже почти взрослый и должен бы сам понимать, что нужно быть ответственным человеком. Например, всегда помнить о прогулке с собакой после школы, соблюдать режим дня, вовремя готовить уроки, исправлять двойки, регулярно убираться в своей комнате, просыпаться по будильнику, точно знать свою будущую профессию. Честно признаюсь, никогда не встречала таких товарищей. 

    Что можно сделать для подростка, так это передать ответственность ему, - из рук в руки. Но только уж если отдали, то обратно не забирайте. Конечно, бывают форс-мажорные обстоятельства, тогда и возврат будет временным. 

    Начинать можно с небольших дел, с которыми подросток более-менее успешно справится. Например, точно будет обедать - дома или в школе. Так он научится заботиться о себе. А нам, взрослым, стоит вместе с подростками определить круг их потребностей на сегодняшний день. Зоной ответственности подростка станет обеспечение его собственных потребностей. 

    Зоной ответственности взрослых является забота о себе, обеспечение безопасности в семье, поддержка в переживании несправедливостей внешнего мира, разрешение разногласий с другими взрослыми (учителями, тренерами) и прочее. Подросток учится всему тому, что нам, взрослым, кажется самим собо разумеющимся: учиться, вставать и ложиться вовремя, следить за собой, одеваться соответственно ситуации и многое другое. 

    Хотя, и взрослым иногда хочется бросить всё, умчаться в поля, чтобы никакая ответственность не догнала! А подростки думают об этом ПОСТОЯННО! Так что научение ответственному поведению - это история длинною в жизнь, и у нас не так много времени, чтобы показать подросткам, пока они ещё живут с нами, как это делаем мы. Потому что дети учатся не тому, что мы говорим, а тому, что наблюдают в нашем поведении. 

Читать дальше
Загрузить еще