Групповая песочная терапия. Коротко для специалистов.

     Групповая песочная терапия помогает понять, как люди выражают себя в общении, как в детстве образуются различные формы поведения и к каким результатам это приводит. Групповая песочная терапия показывает, как люди взаимодействуют друг с другом и какие средства коммуникации используют. 

    В групповой песочной терапии изменяется количество участников, увеличивается размер подноса, проговариваются правила работы, ведущий занимает активную позицию в процессе игры, участники группы осваивают различные ролевые модели в процессе взаимодействия, существуют ограничения по применению воды в общем подносе. Следует заметить, что у каждого участника группы (детей, подростков, взрослых) имеются свои внутренние процессы, часто не совпадающие с темами развивающих, коррекционных или обучающих занятий, и специалисту следует быть готовым гибко реагировать на происходящее в группе, чтобы создавать безопасные условия для протекания групповых и индивидуальных процессов. Поэтому для специалистов, работающих с песком, важно иметь соответствующую квалификацию, проходить личную терапию и супервизию. 

    Групповая песочная терапия в развивающих группах при подготовке к школе способствует налаживанию психоэмоциональной регуляции, развитию адаптивного поведения, обучению коммуникативным навыкам, развитию речи, внимания, мышления, памяти. 

    Групповая песочная терапия в коррекционных группах позволяет участникам видеть свои и чужие границы, взаимодействовать друг с другом сначала из выбранных ими ролей, а затем и вне игры, вносить элементы нового взаимодействия в отношения в семье и в школе. 

   Групповая песочная терапия в обучающих группах используется при проведении тренингов для родителей с целью психологического просвещения о способах взаимодействия с детьми, при знакомстве студентов с практическими методами психологии, при обучении специалистов песочной терапии.

Читать дальше

Песочная терапия. Подходит ли подросткам игра в песке?

   Подросткам очень важно чувствовать свою ценность для себя и других, видеть, что они интересны другим людям, быть принятыми и понятыми именно такими, какие они есть. 

  Как помочь подросткам найти себя, встретиться со своими страхами и разрешить сомнения? Здесь на помощь приходит игра, например, игра в песке. 

  Игра — это естественный способ рассказать о том, что трудно выразить словами, и иногда она бывает единственной возможностью заявить о себе и своих трудностях. В песочной терапии можно проигрывать различные ситуации, примерять новые роли, выстраивать свои границы до тех пор, пока не будет найден подходящий вариант. 

  Играя, подростки учатся справляться с трудностями, строить отношения со сверстниками и взрослыми, находить свой путь в жизни. Подросткам подходит игра в песке, - она становится для них экспериментальным полем, местом, где возможно всё.

Читать дальше

Мастер-класс «Возможности песочной терапии в индивидуальной и групповой работе»

    Приглашаю вас на мой мастер-класс «Возможности песочной терапии в индивидуальной и групповой работе» 2 ноября 2019 года в МИСОиПК. Длительность – 6 академических часов, стоимость 6000 р., по окончании выдаётся сертификат о пройденном обучении по программе. Запись на сайте mosmiso.ru.

   На мастер-классе вы познакомитесь с методом песочной терапии, узнаете о его возможностях в индивидуальной и групповой работе, получите опыт игры в песок при взаимодействии с другими людьми. 

    Основной целью мастер-класса является получение участниками личного опыта работы в песке, потому что для специалистов, работающих с песком, важно иметь соответствующую квалификацию, проходить личную терапию и супервизию в данном методе, чтобы избежать возможного влияния личности специалиста на внутренние процессы клиентов.    В первой части мастер-класса участники познакомятся с приёмами работы в индивидуальном подносе и получат опыт индивидуальной работы в песке. Во второй части участники узнают об алгоритмах и техниках работы в групповой песочной терапии и получат опыт групповой работы в песке.    

Читать дальше

Семинар "Возможности песочной терапии в групповой работе" в рамках II Международного Псифеста в Москве

    Ознакомительный семинар для специалистов помогающих профессий с возможностью получить теоретические знания о методе песочной терапии и практический опыт работы в песке при взаимодействии с другими людьми. https://psyfest.ru/programma-psifesta/chekurina-veronika-stanislavovna-moskva-rossiya.html

Читать дальше

Супервизии для специалистов

     Песочная терапия в России известна с 90-х годов двадцатого века и в настоящее время получила широкое распространение. В современных условиях становится актуальным дальнейший поиск возможностей подготовки и сертификации специалистов в этой области, создания стандартов для психологов, педагогов, социальных работников и воспитателей, использующих песок в своей работе. 

    Одним из методов повышения квалификации специалистов в области песочной терапии является супервизия. Супервизию можно считать профессиональной поддержкой специалистов, средством защиты от профессионального выгорания.Супервизия в песочной терапии соответствует теории и практике песочной терапии, где основополагающими принципами являются минимальные инструкции, невмешательство психотерапевта, отложенные интерпретации и осознание трёхстороннего переноса между клиентом, психотерапевтом и созданным образом. 

    Статус супервизора в области песочной терапии предполагает, что он обучался песочной терапии, является практикующим специалистом, имеет супервизорскую подготовку, подтверждённую сертификатом.

Читать дальше

Игра в песке: родитель-ребёнок

    Мне всегда хотелось, чтобы у родителей было особое место, вроде клуба, где они могли бы общаться, узнавать новое о себе и своих детях, учиться разным способам взаимодействия с людьми, просто отдыхать. Для меня когда-то оказалось важным узнать, что как мама я могу ошибаться, иногда не знать, как себя вести, иметь право на совершенно разные чувства, быть уставшей и набираться сил. Совместная игра в песке позволяет налаживать взаимодействие между родителями и детьми, видеть свои роли и роли своих детей, обнаруживать истинные потребности в общении с детьми, в игровой форме осваивать способы поведения в трудных ситуациях. 

Читать дальше

Родительская любовь: издалека долго течёт...

   Родительская любовь приходит тихо и остаётся навсегда. Она сохраняется у нас, когда наши дети вырастают и уходят из семьи. Она помогает детям превращаться в родителей. 

   Иногда нам, родителям, становится трудно проявлять любовь или чувствовать её, словно заканчиваются силы. Уставшему человеку нелегко усваивать информацию, заниматься любой работой, общаться с людьми, играть с детьми и многое другое. Одно из наиболее частых обращений родителей – это сложности в общении с детьми. Например, «он меня как будто не слышит», «просит играть с ним, а я не хочу, да и не умею», «не хочет идти в детский сад», «стал плохо учиться, а ведь только 2-й класс» и прочее, и прочее. Удивительно, но за многими подобными ситуациями скрывается огромная усталость родителей. Но, что ещё удивительнее, стоит только родителям начать учиться заботиться о себе, как их общение с детьми понемногу налаживается. Правда, здесь есть один маленький секрет, одновременно и простой, и сложный. Оказывается, в каждом взрослом «живёт» маленький ребёнок. А «в каждом маленьком ребёнке…», ну, вы сами знаете, что там есть. Про этого ребёнка, которого ещё называют «внутренним», мы иногда даже не знаем, а если и знаем, то забываем. И тогда.… Вспомните, что обычно делают наши дети, если мы не уделяем им достаточное для них внимание? Правильно, они заявляют о себе громко и ясно, например, «закатывают» истерику в магазине, с более-менее аккуратным укладыванием на пол или без него, категорически отказываются идти в сад, и так далее, потому что репертуар у всех разный. Наши «внутренние» дети делают то же самое, только слышим и видим мы их не очень отчётливо. И тогда можем «опоздать» на важную встречу, «забыть» позвонить насчёт сроков подачи документов, «поссориться» с кем-то из своих близких. 

   Поэтому восстановление родительских сил начинается с заботы о родителях. Точнее, с заботы родителей о самих себе, то есть о своих «внутренних» детях. Это непростое, но очень увлекательное дело, похожее на то, как мы учились понимать нужды своих новорождённых детей. Сначала ничего не понятно, - кричит и кричит. А потом, примерно через месяц, мы уже начинаем разбираться в нюансах плача, привыкаем к графику кормлений. И только жизнь наладится, как возникают новые потребности, и к ним снова нужно приспосабливаться. Точно так же обстоят дела и с «внутренними» детьми, но у нас уже есть родительский опыт, и многие ситуации будут нам знакомы. Напомню, что дети «внутренние», и поговорить с ними так, как со своими внешними детьми, не получится. К «внутреннему ребёнку» можно научиться прислушиваться, настраиваться на его волну, пробиваясь сквозь тысячи шумов, чтобы услышать, наконец, далёкое: «Хочу гулять!». 

   Игра в песке в сопровождении специалиста помогает родителям бережно настроиться на волну своего «внутреннего ребёнка», чтобы узнать его истинные потребности. Когда родители начинают заботиться о себе, их общение с детьми постепенно налаживается, а поток любви восстанавливается. 

Читать дальше

Групповая песочная терапия как трудная ситуация взаимодействия

   Совместная игра в песке представляет собой трудную ситуацию взаимодействия, когда другой человек или группа людей рассматривается личностью как препятствие для реализации её интересов, что вызывает психическую напряжённость. В групповой песочной терапии трудности возникают из-за ограниченного пространства в подносе, небольшого количества песка и фигурок, фиксированного времени работы.  Во взаимодействии участников игры проявляются особенности их нервной системы, личностные характеристики, способы поведения в трудных ситуациях. Однако определённое количество песка и фигурок, размеры подноса, границы территорий участников игры, присутствие специалиста представляют собой модель социума и создают безопасные условия для освоения новых моделей поведения, которые можно будет использовать в жизни.

   Групповая песочная терапия позволяет участникам игры:

- видеть и охранять свои границы;

- замечать границы других людей;

- осваивать новые модели поведения в трудных ситуациях;

- расширять свой ролевой репертуар;

- узнавать внутренние миры партнёров по игре.     

Читать дальше

Песочная терапия в групповой работе

   В групповой песочной терапии изменяется количество участников, увеличивается размер подноса, проговариваются правила работы, ведущий активен в процессе игры, участники группы осваивают различные ролевые модели в процессе взаимодействия. Существуют ограничения по использованию воды в общем подносе. 

   Групповая песочная терапия может рекомендоваться в следующих случаях:

- в рамках развивающих занятий при подготовке к школе;

- в коррекционных занятиях для освоения принципов уважительного общения;

- в обучающих группах для специалистов.  

Читать дальше

Песочная терапия

    В песочной терапии предполагается игра с песком и миниатюрными фигурками. Она позволяет активировать фантазию и представить возникающие образы в конкретной форме. Возникающие образы поддаются осмыслению и способны исцелять, потому что дают возможность включать неосознаваемые процессы в сознание.Участники игры по своему усмотрению могут использовать коллекцию фигурок и материалов, а иногда добавлять в поднос воду. Для создания песочных композиций не нужны особые умения, игра проходит естественно при поддержке специалистом творческих экспериментов участников и отсутствии интерпретаций с его стороны.

Читать дальше