Можно ли научиться договариваться с детьми?

      Можно ли родителям научиться договариваться с детьми? Можно, если создать условия. Итак, нам потребуется: специалист, родитель, ребёнок, место, время и желание играть. 

     В этой игре, предполагающей от участников вежливого общения, родитель и ребёнок строят каждый свою страну, рассказывают о ней и знакомятся с соседней. Это трудно, потому что правила запрещают игрокам комментировать происходящее, брать игрушки соседа и пересекать границы до определённого момента, - за этим следит специалист. 

     Игра полна интересных открытий: например, большое дерево в стране мамы не площадка для наблюдения, а место отдыха для королевы и гостей из страны дочки. И тогда наступает тот самый определённый момент, когда начинаются приглашения в гости и открываются границы. Можно даже договориться, чтобы ветер из страны сына не сдувал огород в стране папы, потому что там выращиваются овощи для жителей обеих стран. 

      Так родители и дети учатся смотреть друг на друга как на добрых соседей. Постепенно они понимают, что в каждой стране свои порядки, но это не мешает им строить доверительные отношения. Если мы обращаемся с другими вежливо, то постепенно начинаем уважать друг друга, и тогда становится возможным взаимопонимание.

Читать дальше

Неужели как мама?!

      «Моя мама второй раз вышла замуж. Отчим мне не нравился. Я не хочу, чтобы так жила моя дочь…», - говорила Лариса, мама 5-летней Майи. В разводе. 

      Мама и дочь играют в песке. У Ларисы – дом в лесу, у Майи – дворец. В каждой стране есть королева, а принцев у них нет. У Голубой Королевы, живущей в лесу, много забот: она воспитывает детей. А Жёлтая Королева, живущая во дворце, слишком большая для игр. 

     Голубая Королева пригласила в гости Жёлтую, и та, осмотревшись, подарила ей трон, который должен быть у каждой королевы. Кроме того, решила подобрать ей Принца и предложила его испытать. По просьбе Голубой Королевы Принц победил драконов, сходил на работу и купил детям подарки. 

     Похоже, Голубая Королева совсем про себя забыла в заботе о детях. Ей бы отдохнуть, а у неё в лесу даже присесть негде! Хорошо, что Жёлтая Королева оказалась наблюдательной и заметила отсутствие трона. Хотя именно ей важно играть, а она вместо этого внимательно следит за Голубой Королевой. Даже Принца подходящего для неё подбирает. 

      Обеим Королевам стоит узнать, что развод – серьёзное событие и переживается как потеря ВСЕМИ его участниками. 

      Голубой Королеве необходима «кислородная маска», - поддержка маме, чтобы она могла поддержать дочку. То есть, маме понадобится установить себе режим сна и отдыха. 

      Жёлтой Королеве важно создать место и время для игры, чтобы она смогла спокойно проиграть то, что с ней происходит, в кабинете песочного терапевта. Игра – универсальный язык, на котором «говорят» все дети. Теперь Их Величества будут очень заняты: им важно дышать, отдыхать, играть, - жить.

Читать дальше

Большая перемена

     Перемены в жизни - нормальное явление, однако их проживание зависит от того, как они воспринимаются. Перемена как небольшой перерыв в работе, как глобальное изменение в жизни, как смена направления деятельности, как пересмотр отношений?.. Вариантов множество. 

    Перемены сопровождают людей на протяжении всей жизни. Проживание их связано с осмыслением, то есть с приданием личного смысла произошедшим изменениям. Этот процесс требует времени, его количество всегда индивидуально. 

    Опыт, приобретённый в результате переживания перемен, в свой срок может стать опорой для самого себя и поддержкой для других. Важно помнить, что после случившихся изменений жизнь не будет прежней, она будет другой.

Читать дальше

Песочная терапия. "Миссия выполнима"

     Маленькому ребёнку взрослые представляются могущественными волшебниками, возражать которым опасно. Часто эта уверенность остаётся с выросшими людьми на долгие годы, и переубедить себя бывает трудно. Но есть хорошие новости. Давайте посмотрим, как справится с непростой задачей игра в песке. 

     «Жила-была Девочка, и была у неё Бабушка, с виду совсем обыкновенная. Но когда родителей не было дома, она превращалась в Колдунью и рассказывала Девочке страшные истории. От ужаса Девочка не могла пошевелиться и слушала их одну за другой. Колдунья не разрешала говорить об этом родителям. Так было много лет, и никто не мог Девочке помочь. 

     Но однажды к Девочке пришла Большая Собака и громко зарычала на Бабушку-Колдунью. Она боялась собак, от страха замолчала и не смогла пошевелиться. Тогда Девочка убежала вместе с Большой Собакой на площадку, где их ждали друзья, - дети и собаки. С тех пор Девочка стала гулять с ними, потому что её всегда провожала Большая Собака».

Читать дальше

Почему психолог не может отменить назначенное врачом лекарство

     Частый вопрос психологу: «Врач-психиатр выписал ребёнку лекарство. Мы не хотим его давать. Посоветуйте, может, нам не надо его принимать?» 

     Психолог не может назначить или отменить назначенное врачом лекарство: психолог имеет диплом о психологическом образовании, врач – диплом о медицинском образовании. Психолог оказывает психологическую помощь, врач – медицинскую помощь. 

    Поэтому психолог может поддерживать родителей и ребёнка во время приёма препаратов, вместе находя варианты проживания этого периода жизни.

Читать дальше

Песочная терапия. "Живая машина"

     Сколько времени прошло, а Машина-первоклассник всё ещё привыкает к школе. И скучно ей было, и трудно, и вокруг много нового, и поговорить не с кем… 

     Но Машину не торопили, и она придумала вот что: нашла машины, с которыми смогла подружиться. Теперь ей будет спокойнее в новом городе, и она обязательно справится, потому что больше не будет чувствовать себя одинокой. Машина нашла новых друзей!

Читать дальше

Песочная терапия. "Давай поспорим!"

     «Дочка не хочет учиться, а ведь только первый класс! Прописи не любит, в угол ставит. Никак не могу договориться с ней, чтобы уроки делала», - говорит Ольга, мама 8-летней Саши. 

     Не строятся страны. И песок есть, и границы нашлись, а стран нет. В кабинете тишина, только слышно, как мама копает пальцем песок. Мама сделала себе границу, а дочка, оказывается, хотела сделать по-другому. Вот и молчат они, не смотрят друг на друга. 

     Ну что же, пора уточнить: «Ольга хочет границу по диагонали, а Саша – по горизонтали. Что делать?» Кажется, помогло, - мама и дочка начали говорить друг другу о том, какие границы хотят сделать. 

     И вот появились две страны – Страна Пантер у дочки и Страна Лошадей у мамы. В Стране Пантер все заняты делами: наводят порядок, выращивают деревья, играют. Пантеры внимательно следят за соседней страной, - «на всякий случай». 

     В Стране Лошадей жители тоже заняты своими делами, и только Жеребёнок рассматривает соседнюю страну, - ему очень хочется попасть туда. Он приказывает соседям пустить его, но Пантера отказывается приглашать такого «вредного» гостя. 

     Похоже, Жеребёнку и Пантере пришло время поспорить. Да, именно поспорить, глядя друг другу в глаза! Спор безопасен, - у них есть помощник, специалист. Это будет открытое прояснение границ в отношениях, когда обе стороны заявляют о своих чувствах и об ожиданиях друг от друга. 

     На следующих встречах поговорим об адаптации к школе, рассмотрим интересные варианты приготовления уроков, разберёмся в «плохом» поведении прописей.

Читать дальше

Песочная терапия. "Как Змейка научилась плавать"

     «Моя 6-летняя дочка категорически отказывается учиться плавать. Говорит, ей трудно.» - рассказывает Людмила, мама Олеси. 

     В песке появляется мама Змея, дочка Змейка и её подружка Рыбка. Они часто ходят плавать втроём. Только Змея и Рыбка плавают, а Змейка боится. Она прячется в песке и наблюдает за ними. 

     Змейка боится плавать, потому что не умеет сосредоточиться от волнения. А знаете, почему? Она очень любит играть в воде, главное, чтобы её было много. Вот Змейка и думает о том, как здорово было бы принести в бассейн много игрушек! А Змейке говорят, что она очень несобранная, поэтому она боится, - на всякий случай, потому что не знает, что такое «сосредоточиться» и «несобранная». 

     Змейка думала-думала и решила, что ей всё-таки надо поиграть месяца два в воде, а потом начинать плавать. Её подружка Рыбка помогла договориться с мамой Змеёй. Через некоторое время Рыбка угостила Змейку её любимой ягодкой для храбрости, и наша героиня поплыла, хотя ещё немного боялась. 

    Давайте расскажем маме, о том, что наша Змейка любит наблюдать за тем, как другие что-то делают с удовольствием. А мама очень любит плавать и именно поэтому хочет разделить с дочкой свою радость от воды. Теперь мама может показать, как ей здорово, а дочка посмотрит на неё, играя со своими игрушками. Ведь если можно в безопасном месте с любимыми игрушками наблюдать за происходящим вокруг, то через некоторое время и самой захочется присоединиться к новой игре.

Читать дальше

Песочная терапия. "Как Козлик и Собака подружились"

     «Наши девочки росли вместе, потом некоторое время не встречались. Сейчас им почти шесть, ходят на одни занятия, а в игре никак не могут найти общий язык», - рассказывают мамы Софии и Леры. 

     Девочки играют в одном подносе с песком. Каждая строит свою страну. У Софии – Козлик, у Леры – Собака. 

     В стране Козлика лето, он работает козликом в зоопарке. Катает детишек, они дают ему монетки, которые Козлик собирает в копилку. Солнце в его стране светит ярко, и он не видит соседнюю страну, - глаза слепит. Но знает, что она есть. 

     В стране Собаки тоже лето, и она очень занята: ищет свою любимую малину. Малина растёт далеко, и Собака почти всё время тратит на её поиски. Иногда она катает детишек, если им удаётся застать её дома. Собака не знает, есть ли где-то соседняя страна. 

    В обеих странах наступила зима. Теперь у Козлика и Собаки есть время, чтобы выйти погулять за своей территорией. Между их странами есть каток и ледяная горка, и они встретились на льду. Не сразу смогли они найти себе занятие по душе. Больше всего им понравилось кувыркаться, и теперь они договорились, что в следующий раз снова пойдут гулять. 

     Эти девочки потом не раз играли вместе. Долго они присматривались друг к другу, между их странами иногда случались стычки. Да и девочки оказались очень разными: одна была шумной и быстрой, другая тихой и спокойной. Оказалось, у них не было опыта общения со своей противоположностью, вот они и не знали, как себя вести! 

     Прошло время, и девочки нашли общий язык, научились договариваться, стали помогать друг другу. Хотя, конечно, без провокаций с каждой стороны не обходилось.

Читать дальше

Песочная терапия. "Мы или Ты и Я?"

     «У нас начался нейродермит. И мы не хотим спать в своей кроватке», - рассказывает Светлана о своей 4-летней дочке Кате. 

     Песок очень понравился Кате, ей удалось до него добраться, когда её отпустила мама. К следующей встрече мама получила задание: в течение недели записывать, сколько раз она услышит, как говорит «мы».Знаете, сколько получилось? 80 раз услышанного «мы». А нейродермит почти пропал. В этот раз Катя сделала в песке домик для малыша. И у него была своя собственная кроватка, в которой он спал и играл. 

     В течение следующих недель Катя стабильно спала в своей кровати. С большим удовольствием ходила в садик на полдня, - хотела до вечера, да мама не оставляла. Только мама загрустила, - ей было скучно оставаться дома одной. 

     Здесь поддержка нужна маме, - она скоро это поймёт, а пока побудем с ней рядом и поговорим. О чём? О том, как проходит её день, когда Кати нет дома. 

     Оказалось, что свободного времени у мамы достаточно, а как его провести, она не знает. Выяснилось, что у Светланы много интересов, и у неё появился список того, чем бы она хотела заняться в свободное время. Начала с одного, потом перешла к другому, и нашла себе дело по душе. Научилась планировать свой день, чтобы оставалось больше времени для общения с Катей. 

     Это сказка быстро сказывается, а на самом деле прошло много месяцев, в течение которых у Светланы то все дела спорились, то наступали периоды возврата к прежним отношениям. Одно точно известно: однажды научившись новому опыту, Светлана будет к нему возвращаться.

Читать дальше
Загрузить еще