Как дезинфицировать песок

    Песок - сыпучий материал, множество игрушек на полках, в кабинете играет большое число людей, - как поддерживать в помещении необходимую чистоту? 

    Можно использовать кварцевую лампу и включать её после приëмов, когда все люди уходят. Жидким дезинфицирующим средством можно опрыскивать игрушки или даже устраивать им купание в тазике. Песок можно периодически замачивать в дезинфицирующем растворе с последующим просушиванием. 

    Обычно я полностью меняю песок во всех песочницах, потому что он как будто "устаëт". Такой "уставший" песок отправляется на заслуженный отдых в сад, а его место занимает новый, полный сил и готовый к работе.

Читать дальше

Волшебное дерево

    В песочнице можно часто встретить такие волшебные деревья - из оникса, яшмы, янтаря и других камней. Во- первых, они очень красивые, и рука сама тянется к ним, - подержать, а потом поставить на песок. Во-вторых, деревьев много не бывает, и они занимают почётное место в центре леса, на горе, в саду. 

    Эти деревья играют роли ресурсов, сокровищ, древа рода, чудо-дерева. Они чаще всего приходят в истории взрослых, дети предпочитают деревянные и пластмассовые игрушки. Обычно такие волшебные деревья располагаются в центре песочницы и случается так, что, кроме них, никаких других игрушек рядом не видно.

Читать дальше

Остаться собой

    Во время приготовления уроков порой разворачиваются настоящие баталии. И родители готовы помочь, да детка отвлекается каждые пять минут, или вообще не садится за уроки до позднего вечера, или взрослые "заводятся" в процессе объяснения. Похожие истории происходят довольно часто, поэтому родители с детьми обращаются за помощью. Вот какое интересное явление мы смогли обнаружить. 

    Роли, в которых мы с детьми находимся по отношению друг к другу, вполне определённы: мама/папа - ребёнок. Но иногда родители превращаются во вредных "училок", а дети - в нерадивых "двоечников". Шум, обиды, ссоры и испорченное настроение гарантированы, а уроки так и не делаются. Что происходит и как вернуться в свои собственные роли, - детей и родителей? 

    Процесс входа-выхода в роль может быть подвержен влиянию партнёра и, соответственно, характеру взаимодействия. Если мы не осознаём происходящее, то рискуем исполнить совсем не ту роль, которую хотели. Так получаются внезапные превращения членов семьи в педсовет или в оболтусов с задней парты. 

    Нам, родителям, важно помнить свою роль и вовремя переключаться. Особенно если детка уже включила своё "Я не помню", "Я не понял" и т.д! Вы здесь мама или папа, что бы ни случилось, и ваши способы помощи в приготовлении уроков наверняка не совпадут с теми, которые вы когда-то видели. 

    С детьми мы рассуждаем так: оказывается, маму можно превратить во "вредную училку" легко, а вернуть обратно трудно. Мы находим, в каких случаях этого не происходит и уроки делаются быстро и с удовольствием, а в каких случаях - нет. Всё дело в привычных способах поведения и реакции на них взрослых! Поэтому мы вместе с родителями и детьми учимся новым способам поведения в привычных ситуациях, - иными словами, осваиваем разные роли, оставаясь собой! 

Читать дальше

Раскопки

    Раскопки в песочнице - распространённая игра, любимая и детьми, и взрослыми. Обычно находят, предварительно закопав: древние ископаемые, драгоценные камни, старые колодцы, различные здания, сундуки с сокровищами, скелеты, лодки, водоёмы и многое другое. 

    Когда идёт подготовка к раскопкам, то предметы засыпаются руками, совками или ёмкостями. При поисках зарытых ценностей чаще всего в ход идут кисточки или руки. Цикл закапывания-нахождения может повторяться несколько раз за игру.

Читать дальше

"Уходи, голова!"

    "Не дружу с тобой, голова, уходи!" - интересное начало встречи. Похоже, маленький человек здорово рассердился, а голова очень плохо себя вела, раз он решил её прогнать. Прямо детективная история, правда? Давайте разбираться. 

    Оказалось, вредная голова перешла все границы: стала обзываться гадкими словами, причём в самый неподходящий момент. С такой злюкой никто бы не стал дружить! А знаете, что на самом деле случилось? Когда скучно, хочется придумать что-нибудь интересное: изобрести вечный двигатель из деталей Лего и пластилина, разобраться, как устроен внутри родительский телефон и тому подобное, но гении всегда остаются непонятыми. "Ты что, совсем с головой не дружишь?!" - звучит упрёк взрослых. 

    Однако юным учёным важно научиться направлять свою энергию в безопасное русло, поэтому помощь взрослых им необходима! Любое действие можно превратить в эксперимент: собрать модель по инструкции, разобрать и "починить" старый телефон, понаблюдать за жизнью насекомых или ростом семечки и прочее. На самом деле, голова предлагает интересные опыты, просто пока ей не хватает умения логически размышлять, как это делают взрослые. 

   Почему? Потому что способность думать по-взрослому формируется примерно к двенадцати годам, а дальше - постоянные тренировки! Так что у юных учёных много времени, и им очень нужна поддержка взрослых в налаживании дружеских отношений с собственной головой.

Читать дальше

Песочная рука

    Взрослые очень редко делают это: закапывают в песок предплечье, а уж тем более плечо. "Песочная рука" - любимая игра детей. Вот уж кто отрывается по полной! Кофта с длинными рукавами немедленно снимается, рукава футболки закатываются повыше, и начинается эксперимент! 

    Сначала закапывается одна рука, потом другая. "Теперь ты засыпай обе моих руки!" - я беру выбранный экспериментатором инструмент и действую строго по его инструкции. Далее следует серия раскапываний, вытаскиваний, выныриваний и тому подобное. 

    Если варианта снять лишнюю одежду нет, то креативное решение всегда находится одним и тем же способом, который я наблюдаю на протяжении одиннадцати лет. Юный исследователь набирает песок в ладошку или совок, насыпает его в рукав и встряхивается, как собачка. Полный контакт с песком достигнут! Весь пол в песке, но это не важно: эксперимент удался. 

    Когда взрослые решаются на такие подвиги, они обычно доходят до фазы погружения предплечья. Сколько радости и драйва, не передать! Хотите попробовать? Добро пожаловать!

Читать дальше

Ответственность

    Как помочь подростку научиться ответственности? Ведь он уже почти взрослый и должен бы сам понимать, что нужно быть ответственным человеком. Например, всегда помнить о прогулке с собакой после школы, соблюдать режим дня, вовремя готовить уроки, исправлять двойки, регулярно убираться в своей комнате, просыпаться по будильнику, точно знать свою будущую профессию. Честно признаюсь, никогда не встречала таких товарищей. 

    Что можно сделать для подростка, так это передать ответственность ему, - из рук в руки. Но только уж если отдали, то обратно не забирайте. Конечно, бывают форс-мажорные обстоятельства, тогда и возврат будет временным. 

    Начинать можно с небольших дел, с которыми подросток более-менее успешно справится. Например, точно будет обедать - дома или в школе. Так он научится заботиться о себе. А нам, взрослым, стоит вместе с подростками определить круг их потребностей на сегодняшний день. Зоной ответственности подростка станет обеспечение его собственных потребностей. 

    Зоной ответственности взрослых является забота о себе, обеспечение безопасности в семье, поддержка в переживании несправедливостей внешнего мира, разрешение разногласий с другими взрослыми (учителями, тренерами) и прочее. Подросток учится всему тому, что нам, взрослым, кажется самим собо разумеющимся: учиться, вставать и ложиться вовремя, следить за собой, одеваться соответственно ситуации и многое другое. 

    Хотя, и взрослым иногда хочется бросить всё, умчаться в поля, чтобы никакая ответственность не догнала! А подростки думают об этом ПОСТОЯННО! Так что научение ответственному поведению - это история длинною в жизнь, и у нас не так много времени, чтобы показать подросткам, пока они ещё живут с нами, как это делаем мы. Потому что дети учатся не тому, что мы говорим, а тому, что наблюдают в нашем поведении. 

Читать дальше

У нас будет собака

    Как подготовить ребёнка к появлению приёмной собаки и надо ли это делать? Обязательно, даже если детка уже подросток! Но для начала давайте уточним: взять собаку в семью - это ваше взрослое решение, ответственность и последующая забота. Даже если ребёнок очень просил приютить собачку и честно-пречестно обещал за ней ухаживать, эта собака - ваш новый малыш, да ещё с травматическим прошлым. 

    Это значит, что времени на адаптацию понадобится много, - запаситесь терпением и не спешите отчаиваться. Собаки от природы способны прекрасно уживаться с людьми, поэтому будьте наблюдательны и замечайте малейшие признаки движения к вам. И, конечно, обзаведитесь лакомствами для собачки, - пищевое подкрепление на первых порах позволит укрепить ваши отношения. 

    Теперь поговорим о том, как подготовить ребёнка к встрече с будущим мохнатым другом. Собака из приюта, с улицы или из другой семьи не сразу радостно бросится всех любить и обживать квартиру. Будьте готовы, что она залезет под стол или под кровать, чтобы обдумать своё положение. Поэтому не стоит вытаскивать её оттуда руками или криками, лучше выложить дорожку из печенек и понаблюдать, что будет. Скорее всего, она выйдет сама, как только почувствует себя в безопасности. 

    Самый надёжный способ научить ребёнка чему-либо - игра. Можно взять игрушечную собачку и озвучить её переживания. Пройдитесь по основным этапам прихода собаки в дом: она зашла, прошлась по комнатам, спряталась под столом, вылезла и улеглась (на полу, диване, месте). 

    "Интересно, куда это я попала? Сколько разных новых запахов и звуков! Немножко волнуюсь, но проверю, что здесь есть". "Слишком много внимания, залезу под стол, там темно и спокойно. Кажется, меня не видно, а я вижу всё! Хорошее местечко, запомню его!" 

    "Какой вкусный запах! Откуда он? Ой, на полу что-то лежит, значит, моё! Вкусно! А вот ещё! Да здесь дают еду просто так! Любопытно!" "Полежу немного, понаблюдаю за новыми людьми. А если здесь, где мягко? О, а вот это как раз для меня!" "Неплохо для первого раза, можно отдохнуть!" 

    Такое проигрывание позволит вам объяснить ребёнку, что происходит с собакой, и постепенно научить его эмпатии.

Читать дальше

Взрослые родители

    Да-да, мы, родители, взрослеем, и процесс этот весьма непростой. Как родителям нам столько лет, сколько нашему старшему (или единственному) ребёнку, поэтому все трудности роста дают о себе знать. А ещё взрослеть немного волнительно, потому что в какой-то момент становится понятно, что движение возможно только вперёд. 

    Особенно ярко это чувствуется, когда самый младший (или единственный) ребёнок становится подростком, - мы совсем взрослые родители! С одной стороны, не будет "Мам, расскажи сказку!", "Погладь спинку!", не будет садика, уроков и прочих сопутствующих детству радостей. С другой стороны, не будет малышовых прогулок, совместного просмотра мультиков, сладких обнимашек липкими ручками и далее по списку. 

    Тогда приходит понимание, что наша родительская миссия детского возраста выполнена и наступает новый этап родительства - подростковый. Иногда становится очень грустно, что период жизни с маленькими детьми остался позади, но есть хорошие новости. 

    Во-первых, с нами остаётся память об этом замечательном времени, и мы становимся хранителями детства наших детей: игрушки, рисунки, фотографии, поделки, разные истории, - в любой момент можно вспомнить, как это было. Во-вторых, у нас появляется ресурс для построения своей дальнейшей жизни, а нам точно есть, чем заняться! Дети выросли и начинают отвечать за себя сами, и мы можем предоставить им эту возможность, находя себе занятия по душе. Когда у нас появляются свои дела, то нашим детям не нужно оглядываться на нас, - пусть себе взрослеют, да и мы тоже.

Читать дальше

Зачем тебе собаки

    С собаками я потому, что с рождения была с ними и полюбила их всей душой. Работы с людьми у меня действительно много, но часто в семьях живут собаки, и так или иначе они присутствуют в запросах моих клиентов. Узнавая о том, что я работаю и с собачьей психологией, люди начали приводить на приём собак, - очно или онлайн. 

    Например, дети говорят, что "собака ворует у них вещи", а взрослые поддерживают эту формулировку. В результате за собакой закрепляется репутация "воришки", и отношение к ней меняется в соответствии с новым статусом. А собака начинает тащить всё без разбора, потому что на неё такую обращают внимание и играют в "догонялки", как она думает. Чтобы изменить отношение к собаке, мы работаем над сменой понятийного аппарата в семье и говорим об особенностях поведения собак. 

    Всё, что лежит на полу, - собакино по праву, поэтому задача взрослых - обеспечить безопасную среду для мохнатой малышки и рассказать детям, почему им важно убирать карандаши и игрушки с пола. Так дети научатся заботиться о своей собаке, которая, даже став старенькой, останется любительницей немного пошалить. Согласитесь, убирать игрушки ради своей собаки гораздо интереснее, чем ради родительского "Опять бардак!". Да и потом, детям будет спокойнее жить с собакой, зная, что шалит она не нарочно, а потому, что любит играть. 

    Этот пример очень похож на то, как я работаю в группе детей смешанного возраста, где мы с более старшими детьми учимся понимать, почему трёхлетки ведут себя иначе, чем старшие дошкольники или школьники, и категорически не понимают всё так же, как они. Дети постепенно начинают брать шефство над малышами, становятся их наставниками. Поэтому и в семье дети осваивают новую задачу - берут шефство над своей собакой. Тогда и пальцы ей в глаза совать, и тискать мохнатые бока будет неинтересно, - ведь наставники так не делают. 

    Но всего этого не сделать, если взрослые, то есть родители всей этой детёнышно-собачьей компании, будут не в теме. Поэтому работа начинается с них: поддержка, "кислородная маска", просвещение, задания, и, конечно, детективное расследование истории жизни собаки в семье. На какое-то время мы становимся командой, а потом, когда я уже не нужна, моя миссия считается выполненной. 

    Зачем в моей жизни собаки: я помогаю людям и собакам, оказывая им психологическую поддержку, чтобы люди видели своих собак через призму любви, а собаки могли их просто любить, потому что рождены для этого.

Читать дальше
Загрузить еще