Назад к списку

Сила поведения

     Поведение "говорит" гораздо красноречивее любых слов, - это давно известно. И потому закрепление определённого поведения у детей происходит благодаря тому, что они видят из поведения своих родителей, а слова лишь подкрепляют его. 

     Например, случился с ребёнком казус, - слишком долго терпел и не дождался туалета, обмочился прилюдно. Случай непростой, это очень стыдно, даже если никто не смеялся и не показывал пальцем. Ребёнок, конечно, делится своей бедой с родителями, и они делают большие глаза, и срочно стирают мокрую одежду, и быстро моют ребёнка, - создают много суеты вокруг охваченного чувствами человечка. Искренне желая помочь, родители говорят примерно так: "Ничего страшного не случилось! Что ты расстраиваешься? Все писаются, и у меня так было, что такого!" 

     Что думает ребёнок, - если бы он мог, как взрослый, рассказать о своих переживаниях: "То, что я сейчас чувствую, не имеет значения. Никакие мои чувства не важны. Я такой же, как все, во мне нет ничего особенного. Я вонючий и грязный". И вот какое решение принимает ребёнок, - то, что впоследствии настораживает родителей: "Чтобы не чувствовать, нужно хотеть писать. Я больше никогда не буду близок с людьми". И наш ребёнок начинает хотеть в туалет каждые пять минут, перестаёт общаться с друзьями, отказывается выходить в коллектив. 

     Как помочь ребёнку с самого начала пережить эту сложную для него ситуацию, пока он ещё со слезами пытается что-то рассказать? Сначала принять его чувства! Потому что охваченный чувствами человек не может воспринимать никакие доводы разума. 

     Спокойно подышите, сядьте рядом, приобнимите его за плечи и скажите примерно следующее: "Похоже, ты сильно расстроился. Знаешь, если бы со мной такое случилось, я бы, наверное, заплакала. Когда ты немного успокоишься, мы займёмся твоей одеждой."